В последнее время все чаще можно встретить людей, которые коллекционируют модели больших кораблей. Кроме приобретения миниатюрных копий парусников, крейсеров и авианосцев, они интересуются историей и другими подробностями знаменитых коллекций.
Одной из наиболее знаменитых в собрании Санкт-Петербургского ЦВММ является модель стопушечного боевого корабля первого ранга. Она принадлежала еще Петру I.
Две сотни лет, согласно имеющимся учетным документам, данная модель не была привязана к какому-то конкретному реально существовавшему кораблю. Она считалась подарком, который сделал король Англии Вильгельм III Оранский русскому царю во время пребывания последнего на Туманном Альбионе в 1698 году.
Но, как и все знаменитые модели больших кораблей, она, в конце концов, заинтересовала историков. Выяснилось, что данная миниатюрная копия имеет свой реальный прототип. Им был Royal Sovereign — корабль постройки только 1701 года. Доказательства этого представлены в работах известных историков Англии Робинсона и Андерсона, которые были опубликованы в журнале Mariners Mirror в январе 1914 года, после посещения последними музея Санкт-Петербурга. По их сведениям, масштаб модели составляет 1:48 по отношению к оригиналу. То есть модель никак не могла попасть к царю раньше XVIII века.
Современные модели, получившие признание
Существуют и другие модели больших кораблей, которые известны всему миру. Например, в 2006 году мастер Александр Ромашенко изготовил копию 86-пушечного линкора Phoenix образца 1670 года. Данная модель французского линейного корабля завоевала золотые медали на многих специализированных мероприятиях, в числе которых можно назвать Чемпионаты мира в Хорватии (2006 год) и Чехии (2008 год), а также Чемпионат Европы, который прошел в Болгарии в 2007 году. При изготовлении копии использовался самшит, красное дерево и груша, а вот краски не было израсходовано ни капли.
Еще одна знаменитость — модель парусного четырехмачтового барка российского флота Krusenstern. Ее прототип был изготовлен на немецких верфях в 1926 году и отошел к СССР после победы во Второй Мировой Войне согласно контрибуции. Модель была построена мастером А. Барановым в 2005 году, при участии В. Рацовой и С. Вересюк. Сейчас она находится в Калининграде в музее Мирового океана и представляет собой точную копию действующего парусника, совершившего несколько кругосветных путешествий, в соотношении 1:100.