Первые торговые модели кораблей на Руси

В период с 13 по 15 век на Руси было распространено речное судоходство. Через новгородские реки и озера, добирались до Каспийского, Черного и Балтийского моря. Благодаря этому Новгород стал крупным торговым центром Европы того периода. Тем более что торговые суда могли обеспечивать большую грузоподъемность.

Древненовгородское судостроение стремительно развивалось по ряду причин, в частности благодаря рыбному промыслу и торговле. По рекам нередко сплавляли лес, поэтому конструкция судов была своеобразной. Районы плавания также определяли размер, обводы, парусное вооружение и пропорции торгового судна.

Сойма считалась наиболее распространенно типом судна на Руси. Корпус ее был шит вицей, а штевни завалены назад. Такая технология строительства предопределялась внушительного размера волнами на мелководных озерах.

Облегченный вариант соймы, длиной до шести метров назывался сойминкой. Такие суда имели смешанный тип вооружения. Под парусами соймы развивали хорошую скорость, а при управлении с помощью весел, судно могло легко лавировать. Конструкция соймы с высокими штевнями позволяла преодолевать порожистые реки, а за счет небольшого веса, сойму могли переволакивать через водоразделы.

Паруса закреплялись очень просто: мачта устанавливалась в степс, на ноки закреплялись стройки, парус растягивали по диагонали. Когда парус наполнялся ветром, мачта удерживалась без вант. Парусное управление осуществлялось при помощи шкота.

Позже судно, ранее предназначающее для перевозки различных грузов, стало использовать в качестве военного корабля. Соймы участвовали в Невской битве, во взятии Ниеншанца и Нотебурга. Маневренные корабли продолжали принимать участие в военных кампаниях, даже после того как ситуации с военным кораблестроением в России заметно улучшилась.

По истечении времени судостроительная модернизация затронула и сойму. Они стали оборудоваться прямым бушпритом и нести прямой парус на фок-мачте. Также увеличилась их грузоподъемность до 100 тонн. До 18 века суда закладывались на Белом море, но позже там стали строиться в основном суда, предназначенные для морских рейсов.

Соймы продолжали возводить на Ладоге по знакомой старой технологии. Их шили вицей до конца 19- начала 20 века, практических без использования гвоздей, за исключением обшивок к штевням и креплениям к доскам. Однако, с годами все же стали использовать медные заклепки и гвозди, что заметно ускорило процесс сборки судов. Мы, в свою очередь, создаем торговые модели кораблей древнерусской эпохи с помощью реконструкции исторических чертежей с учетом особенностей строительства.

Примечательно, что соймы в качестве грузовых судов участвовали в ВОВ. На них доставляли продовольствие и боевые припасы в Ленинград в период навигации. Даже сейчас в 21 веке на Неве и Ладоге временами можно встретить курносую лодку, которая уже стала памятником древнего судоходства в России.

Рекомендуем
/home/s/sailermode/public_html/local/templates/sailermodels/components/bitrix/catalog.top/sidebar/section/template.php
Купить
12 Апостолов
120-пушечный линейный корабль. Принимал участие в героической обороне Севастополя. Наиболее эффектный
120 000 руб.
Спецпредложение
Купить
H.M.S.Victory
Флагман Британской империи. Участник Трафальгарского сражения, решивший исход битвы. Сверхмощный
87 000 руб.
Купить
Cutty Sark
Легенда чайных гонок: из Китая в Англию за 122 дня!
77 000 руб.

Возврат к списку