Для создания модели парусников существует множество готовых наборов с готовыми чертежами и инструкциями. Они ориентированы как на опытных моделистов, так и начинающих любителей, которым интересно создать нечто необыкновенное своими руками. Конечно, процесс в таком случае идет быстрее и легче — соответственно, у мастеров он вызывает меньше интереса, чем создание судна собственными силами и по своим индивидуальным чертежам.
Парусники особенно интересны и привлекательны для судомоделистов, поэтому при создании своего уникального чертежа необходимо хорошо представлять готовую модель корабля, изучить внутреннее устройство оригиналов.
Подготовительные работы при создании чертежа
Следует помнить, что все модели парусников, как правило, имеют не менее двух мачт с косыми парусами, а корпус корабля состоит из рангоута (своеобразного деревянного каркаса, состоящего из мачты и реи) и такелажа (канатов различного назначения).
Перед тем как приступить к построению чертежа, запаситесь различными картинками и информацией об истории данной модели, особенностях строения и выдающихся битвах, в которых участвовали такие корабли. Заранее позаботьтесь о наличии всех необходимых инструментов — линеек, луп, измерительных транспортиров, уголков и т. д. Определитесь с масштабом чертежа, рассчитайте размеры и расположение на бумаге всех необходимых элементов модели парусника.
Нюансы составления чертежа модели
Чертеж модели парусников делается в трех проекциях: диаметральной, основной и миделе, в которых задаются базовые очертания модели. Диаметральная плоскость условно делит судно на левую и правую части. Основная — это горизонтальная плоскость, касательная к самой нижней точке на обшивке судна (линии киля). Мидель, или мидель-шпангоут, является поперечной вертикальной плоскостью, которая проходит посередине длины корабля.
Кроме того, на чертеже проводятся линии пересечения палубы и борта, киля и штевней, палубы, а также линии обвода руля, плавников и транца. На чертежах, как правило, изображают лишь половину судна, то есть один борт, а корпус судна должен быть абсолютно симметричен диаметральной плоскости. На листе чертеж судно обычно располагают в следующем порядке: в верхней части — «бок», в нижней — «полуширота», а справа «корпус» (на одном уровне с «боком»).