Модели парусных кораблей казаков с XVI по XVII век

Казацкие суда периода 15-16 вв. отличались довольно совершенной конструкцией и вооружением для тех лет. Корабли запорожских и донских казаков назывались дубами и чайками.

Чайки – это быстроходные и маневренные небольшие суда, предназначавшиеся для преследования торговых и боевых судов. Дубы были менее быстроходны и предназначались в основном для перевозки различных грузов.

На кораблях-чайках казаки впервые в 1515 году совершили набег на Очаков, а в 1556 году вместе с русским отрядом они смогли захватить турецкую крепость.

Самый выдающийся поход на казацких чайках был совершен в 1559 году. Это был Крымский поход под командованием Д .Адашева. Именно он встал во главе военного похода на Крымское Ханство и под его началом на Днепре вблизи о. Хортица были построены чайки и дубы в количестве 200 экземпляров.

В 1576 году запорожские казаки совершили удачный набег на Трапезунд и Синоп.
В 1606 году, они совершили набег на Варну, в 1615 году вместе с казаками с Дона взяли курс на Азов и разгромили несколько турецких кораблей.

Инженер из Франции Г. Боплан писал про казацкие модели парусных кораблей следующее: их общая длина достигала 18 метров, ширина 3.7 метров, а глубина – 3.7 м. Это были безкилевые суда с бревенчатым днищем из липы или ивы, длиной чуть больше 13 метров. С боков судно обшивалось досками длиной 3 метра. Обшивка выполнялась по типу стандартных речных судов.

Для улучшения их поворотливости использовалось 2 руля. С каждой стороны располагалось по 10 весел. Таким образов казацкие суда шли быстрее, чем турецкие.

На каждое судно умещалось от 50 до 70 вооружённых казаков плюс запасы провизии и порох. Другие французские инженеры описывали чайки как удлиненные суда схожие с фрегатами, со смешанным парусно-весельным вооружением.

Активно строили казаки не только чайки, но и дубы – парусные грузовые суда для прибрежного плавания. Такое название ими было выбрано неспроста, им они делали акцент на крепости судна. Иногда их называли дубки или дубища.

В 1615 году дубки набитые провиантом сопровождали чайки при походе на Кафу. Определённого места их построения не было, дубки закладывали в Киеве, Запорожье, Новобогородицке, в устьях рек Орель и Самара.

Их второе название – грузовой челн, отличавшийся плоским днищем и маленькой осадкой. Челн имел 2 или 3 мачты и рейковые паруса, борта судна укреплялись дубовыми брусьями. Длина судна могла достигать 20 метров, ширина -7 м, а грузоподъемность доходила до ста тонн.

Мы предлагаем модели парусных кораблей по сохранившимся рисункам и чертежам из лучших пород дерева и самых качественных вспомогательных материалов.

Рекомендуем
/home/s/sailermode/public_html/local/templates/sailermodels/components/bitrix/catalog.top/sidebar/section/template.php
Купить
12 Апостолов
120-пушечный линейный корабль. Принимал участие в героической обороне Севастополя. Наиболее эффектный
120 000 руб.
Спецпредложение
Купить
Vasa
Галеон, для которого остановилось время. Самый впечатляющий парусник 17 века. Затонул
85 000 руб.
Спецпредложение
Купить
H.M.S.Victory
Флагман Британской империи. Участник Трафальгарского сражения, решивший исход битвы. Сверхмощный
93 000 руб.

Возврат к списку