Казацкие суда периода 15-16 вв. отличались довольно совершенной конструкцией и вооружением для тех лет. Корабли запорожских и донских казаков назывались дубами и чайками.
Чайки – это быстроходные и маневренные небольшие суда, предназначавшиеся для преследования торговых и боевых судов. Дубы были менее быстроходны и предназначались в основном для перевозки различных грузов.
На кораблях-чайках казаки впервые в 1515 году совершили набег на Очаков, а в 1556 году вместе с русским отрядом они смогли захватить турецкую крепость.
Самый выдающийся поход на казацких чайках был совершен в 1559 году. Это был Крымский поход под командованием Д .Адашева. Именно он встал во главе военного похода на Крымское Ханство и под его началом на Днепре вблизи о. Хортица были построены чайки и дубы в количестве 200 экземпляров.
В 1576 году запорожские казаки совершили удачный набег на Трапезунд и Синоп.
В 1606 году, они совершили набег на Варну, в 1615 году вместе с казаками с Дона взяли курс на Азов и разгромили несколько турецких кораблей.
Инженер из Франции Г. Боплан писал про казацкие модели парусных кораблей следующее: их общая длина достигала 18 метров, ширина 3.7 метров, а глубина – 3.7 м. Это были безкилевые суда с бревенчатым днищем из липы или ивы, длиной чуть больше 13 метров. С боков судно обшивалось досками длиной 3 метра. Обшивка выполнялась по типу стандартных речных судов.
Для улучшения их поворотливости использовалось 2 руля. С каждой стороны располагалось по 10 весел. Таким образов казацкие суда шли быстрее, чем турецкие.
На каждое судно умещалось от 50 до 70 вооружённых казаков плюс запасы провизии и порох. Другие французские инженеры описывали чайки как удлиненные суда схожие с фрегатами, со смешанным парусно-весельным вооружением.
Активно строили казаки не только чайки, но и дубы – парусные грузовые суда для прибрежного плавания. Такое название ими было выбрано неспроста, им они делали акцент на крепости судна. Иногда их называли дубки или дубища.
В 1615 году дубки набитые провиантом сопровождали чайки при походе на Кафу. Определённого места их построения не было, дубки закладывали в Киеве, Запорожье, Новобогородицке, в устьях рек Орель и Самара.
Их второе название – грузовой челн, отличавшийся плоским днищем и маленькой осадкой. Челн имел 2 или 3 мачты и рейковые паруса, борта судна укреплялись дубовыми брусьями. Длина судна могла достигать 20 метров, ширина -7 м, а грузоподъемность доходила до ста тонн.
Мы предлагаем модели парусных кораблей по сохранившимся рисункам и чертежам из лучших пород дерева и самых качественных вспомогательных материалов.