Судовые модели можно разделить по нескольким критериям. Один из них – это тип корпуса. Если рассматривать модели кораблей с точки зрения наличия парусов, то они разделяются на беспарусные, с полным набором парусов, а также рангоутные с частично установленными парусами. Наибольшее распространение получили корабли с полностью скрытыми парусами.
Разделение моделей кораблей по типу корпуса можно представить в следующей классификации:
Шпангоутные модели – лидеры в данной категории кораблей. Обычно эти модели кораблей считаются демонстрационными. Их проектные образцы создавались в основном с целью показать конструкцию и расположение киля, стема, кильсона, старн-поста, палубных бимсов, шпангоутов. Помимо технических деталей данная конструкция модели демонстрировала декоративную и художественную привлекательность корабля. В таких моделях взору открывались детали убранства палубы и всего корабля.
Для того чтобы грамотно создать модели кораблей, необходимо иметь определенные теоретические знания и технические навыки. Особенно актуально это условие при разработке таких сложных моделей, как вышеупомянутые. В том случае если за шпангоутную модель возьмется новичок, велика вероятность, что моделист не доведет модель до завершения, и она так и останется на стапеле.
История шпангоутных моделей датирована 17 веком. Наиболее яркие представители корабельных моделей – так называемые адмиралтейские. Предположительно, что свое название данный тип моделей получил благодаря одному интересному факту. С 16 века для британского военно-морского флота корабли строили подрядчики. А так как проект кораблестроения должны утверждать адмиралы, не сведущие в технической части устройства корабля, проектировщики создавали сначала своеобразное пособие – модель корабля.
Однако существуют факты, которые прямо свидетельствуют против данной гипотезы возникновения адмиралтейских моделей кораблей. Один из наиболее ярких фактов – модели некоторых судов созданы гораздо позже своих оригинальных прототипов. То есть сначала построили настоящий корабль, а уже потом смоделировали его уменьшенную копию. Также вызывает затруднение в среде исследователей то, что многие модели так и не идентифицированы, то есть не нашлись их реальные прототипы. К тому же слишком мало документов, касающихся самих моделей кораблей, сохранилось до настоящего времени.