Древнерусские модели парусников: новгородское судно и сойма

К берегам Каспийского, Черного, Белого и Балтийского морей можно было попасть из Новгорода по рекам и озерам через волоки. Такая морская транспортная развязка сделала Новгород крупнейшим торговым городом Европы средних веков.

В 11 веке на Руси началось стремительное развитие речного флота. Перевозка грузов по суше и конные перевозки были слишком дорогостоящими и изнурительными. Крупные запасы леса возможно было перевозить только водным транспортом. Этот фактор и стал решающим в определении технологии и конструкторских особенностей новгородских судов, а районы плавания определили пропорции самих парусников: осадку, длину, ширину, обводы и вооружение.

Модели парусников древнего Новгорода являются потрясающими экземплярами для изучения древнерусских традиций и техник судостроения. Сойма - наиболее распространенный тип однопарусного судна в Древнем Новгороде. Сойма имела неповторимую конструкцию - ее штевни были завалены назад, а корпус шитый вицей (чаще можжевеловой). Такая конструкция объяснялась в первую очередь мелководностью озер и короткими крутыми волнами. Новгородские соймы предназначались в том числе и для ловли рыбы. Судам приходилось находиться на момент ловли близко друг от друга, а заваленный форштевень исключал возможность зацепить борт чужого судна.

Торговые пути Новгорода заметно расширялись к 12 веку, они достигли Астрахани и Константинополя. В 13 веке по этим путям ходили уже более усовершенствованные новгородские модели парусников - шитики, ушкуи, бусы и другие суда, которые могли вместить в трюмы до 100 тонн груза. При конструировании парусников древненовгородские корабелы применяли достаточно современные для той поры орудия труда и техники очистки древесины. Они использовали скобеля, сверла, тесла, долота и топоры. Самостоятельно выплавляли прочные железные крепления. Осадка новгородского судна составляла 2 метра, ширина 5 м, а длина достигала 20 метров. На съемной мачте располагался один прямой парус, чья площадь составляла 70 кв. метров. Парусник был изготовлен из белой ткани с орнаментом красного цвета в виде стилизованного креста. При отсутствии ветра парусник приводится в движении с помощью весел. На судне помещался экипаж из 30 человек и примерно 20 воинов.

Модели древнего новгородского судна или соймы сделаны с учетом особенностей конструкции из дерева ценных пород и прочных латунных и металлических креплений. Сам парус повторяет точный орнамент своего старинного прототипа.

Рекомендуем
/home/s/sailermode/public_html/local/templates/sailermodels/components/bitrix/catalog.top/sidebar/section/template.php
Купить
12 Апостолов
120-пушечный линейный корабль. Принимал участие в героической обороне Севастополя. Наиболее эффектный
120 000 руб.
Спецпредложение
Купить
Vasa
Галеон, для которого остановилось время. Самый впечатляющий парусник 17 века. Затонул
85 000 руб.
Спецпредложение
Купить
H.M.S.Victory
Флагман Британской империи. Участник Трафальгарского сражения, решивший исход битвы. Сверхмощный
93 000 руб.

Возврат к списку