К берегам Каспийского, Черного, Белого и Балтийского морей можно было попасть из Новгорода по рекам и озерам через волоки. Такая морская транспортная развязка сделала Новгород крупнейшим торговым городом Европы средних веков.
В 11 веке на Руси началось стремительное развитие речного флота. Перевозка грузов по суше и конные перевозки были слишком дорогостоящими и изнурительными. Крупные запасы леса возможно было перевозить только водным транспортом. Этот фактор и стал решающим в определении технологии и конструкторских особенностей новгородских судов, а районы плавания определили пропорции самих парусников: осадку, длину, ширину, обводы и вооружение.
Модели парусников древнего Новгорода являются потрясающими экземплярами для изучения древнерусских традиций и техник судостроения. Сойма - наиболее распространенный тип однопарусного судна в Древнем Новгороде. Сойма имела неповторимую конструкцию - ее штевни были завалены назад, а корпус шитый вицей (чаще можжевеловой). Такая конструкция объяснялась в первую очередь мелководностью озер и короткими крутыми волнами. Новгородские соймы предназначались в том числе и для ловли рыбы. Судам приходилось находиться на момент ловли близко друг от друга, а заваленный форштевень исключал возможность зацепить борт чужого судна.
Торговые пути Новгорода заметно расширялись к 12 веку, они достигли Астрахани и Константинополя. В 13 веке по этим путям ходили уже более усовершенствованные новгородские модели парусников - шитики, ушкуи, бусы и другие суда, которые могли вместить в трюмы до 100 тонн груза. При конструировании парусников древненовгородские корабелы применяли достаточно современные для той поры орудия труда и техники очистки древесины. Они использовали скобеля, сверла, тесла, долота и топоры. Самостоятельно выплавляли прочные железные крепления. Осадка новгородского судна составляла 2 метра, ширина 5 м, а длина достигала 20 метров. На съемной мачте располагался один прямой парус, чья площадь составляла 70 кв. метров. Парусник был изготовлен из белой ткани с орнаментом красного цвета в виде стилизованного креста. При отсутствии ветра парусник приводится в движении с помощью весел. На судне помещался экипаж из 30 человек и примерно 20 воинов.
Модели древнего новгородского судна или соймы сделаны с учетом особенностей конструкции из дерева ценных пород и прочных латунных и металлических креплений. Сам парус повторяет точный орнамент своего старинного прототипа.