В 1785 под личное одобрение французского короля Людовика XVI была снаряжена кругосветная морская экспедиция. Во главе ее был назначен знаменитый мореплаватель граф де Лаперуз. В августе этого же года Лаперуз отправился в рейс на фрегатах «Астролябия» и «Буссоль». Каждый из кораблей имел водоизмещение в пятьсот тонн и экипаж в 200 человек. Они считались самыми современными судами тех времен и были снабжены лучшим исследовательским оборудованием. Экспедиции удалось пересечь Атлантику и достичь о. Пасхи. Затем фрегаты достигли о. Сахалин, после чего на карте России появилась отметка «пролив Лаперуза».
В 1787 году после стоянки на Камчатке команда Лаперуза отправилась к тихоокеанским островам. Последнее известное место стоянки судов был порт Джексон в Австралии. С этого порта корабли ушли в океан и загадочно исчезли. Копии записей из бортового журнала о результатах экспедиции перестали приходить во Францию.
«Буссоль» и «Астролябия» обладали уникальным инновационным такелажем для той эпохи. На борту кораблей среди экипажа были профессиональные художники, которые зарисовали не только свои впечатления о путешествиях, но и сами корабли. Благодаря сохранившимся изображениям и копиям архивных записей наши дизайнеры и инженеры создают достоверные деревянные модели кораблей высочайшего класса.
Через 30 лет после исчезновения экспедиции на следы затерянных кораблей вышел капитан ирландского судна. Вблизи маленького о. Ваникоро в Тихом океане были обнаружены обломки мельничных жернов и приборов. Доказательством того, что эти обломки принадлежат экспедиции Лаперуза, служит подлинная запись из отчета о том, что на борту «Астролябии» находилась мельница. Тогда ни одно европейское судно не было оснащено мельницей.
На остров вскоре прибыли подводники для изучения обломков. В ходе их работы на поверхность были подняты ядра, пушки, медные крепления.В 1964 году нашлись обломки "Буссоли". Со дна были поняты судовой колокол, сундук матроса, якорь, корабельный балласт, бронзовая корабельная мортира. Всю работу археологи-подводники фиксировали на кинопленку. Деревянные модели кораблей «Буссоль» и «Астролябия» в подробностях повторяют судовые и швартовые устройства своих прототипов. Трудно придумать более оригинальный сувенир, чем элегантные копии фрегатов, история которых до сих пор окутана тайной.